ФОРМА 1


1. Организация проведения коррекционно- развивающей работы (индивидуальной/ подгрупповой), владение современными методиками


Справка по итоговому мониторингу

















                    
 2.Организация и проведение просветительских/профилактических мероприятий по актуальным направлениям   
                        
Проект «Домашний логопед»

                                               

Автор: учитель – логопед
МБДОУ МО г. Краснодар
«Детский сад № 24»
Соколова Инна Александровна
Участники: учитель – логопед, дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
Вид проекта: социальный, долгосрочный.
Продолжительность: с сентября 2017 г. по май 2018 г.
Актуальность:
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (В.А. Сухомлинский).
 В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте». Своевременное адекватное реагирование родителей на проблемы воспитания и обучения детей, сотрудничество со специалистами дошкольного образования – залог успешного развития детей.
Одним из важнейших направлений в коррекционно-воспитательной деятельности логопеда ДОУ является работа с родителями – как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка, имеющего речевые нарушения. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении.
В зависимости от восприятия дефекта ребенка выделяются две группы родителей: с адекватной и неадекватной позицией. При адекватной позиции родители осознают нарушения произношения как дефект, но дефект устранимый, требующий специальной работы, как педагогов, так и самих родителей.


 
Неадекватная позиция может быть различной: дефект родителями не воспринимается, т.е. родители не считают, что произношение звуков у ребенка страдает. В других случаях родители слышат ошибки речи, но не придают им значения.
 В ходе логопедической работы необходимо:
·   помочь родителям понять, как важно правильно формировать речь детей,
·   разъяснить и показать им, в чем состоит логопедическая работа,
·   подчеркнуть полезность разумных требований к ребенку, необходимость закрепления достигнутого на занятиях.
Актуальность и востребованность проекта определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями между:
• ростом количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием возможности оказания коррекционно-логопедической помощи всем нуждающимся в условиях ДОУ;
• необходимостью участия родителей в коррекционно-логопедическом процессе и отсутствием эффективных технологий взаимодействия образовательного учреждения и семьи по данному направлению;

Исходя из вышеизложенного, мы видим актуальность и значимость проблемы повышения компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.
 Цель проекта:
Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка-дошкольника.
Задачи:
·   выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить контакт с ее членами, согласовать воспитательное воздействие на ребенка;
·   разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников через организацию и проведение клуба «Речевичок»;
·   создать логопедическую копилку для родителей «Домашний логопед»;
·   выработать и принять единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, общего подхода к воспитанию.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально – Коммуникативное», «Художественно – эстетическое».
Предполагаемый результат:
- Вовлечение родителей в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях.
-  Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка.
- Улучшение речи детей.
- Развитие творческих способностей детей.
- Формирование устойчивого интереса к стихам, устному народному творчеству.

Эффективность данных результатов
Для детей
Для родителей
Для педагогов
Для ДОУ
положительная динамика речевого развития;
успешная соци-альная адаптация в ДОУ и семье;
индивидуальный подход к каждому ребенку.
положительная оценка деятель-ности ДОУ;
готовность и желание помогать ДОУ;
использование знаний по развитию речи детей в домашних условиях и, особенно, в летнее время
положительный психологический климат между ло-гопедом и воспита-телями;
заинтересованность педагогов в твор-честве и иннова-циях;
удовлетворенность собственной дея-тельностью;
качественно орга-низованная система повышения квали-фикации;
учет положительной динамики в развитии детей по развитию речи при аттестации педагогов
благоприятные ус-ловия для про-фессионального роста педагогов;
повышенный статус ДОУ

Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система поэтапного включения родителей в коррекционно-логопедический процесс,
разработанный план работы клуба «Речевичок», методические пособия для домашнего использования родителями, диагностический материал для выявления компетентности родителей по вопросам речевого развития, разработанная форма «Дневника успеха» для фиксации родителями достижений ребенка, могут быть реализованы педагогами, логопедами и заинтересованными родителями.
Описание проекта:
Работа по взаимодействию логопеда и родителей по речевому развитию детей проходит в 3 этапа:
1 этап – подготовительный (информационно-аналитический). 
Задачи:
·   выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить контакт с ее членами, согласовать воспитательное воздействие на ребенка;
·   начать сбор методических материалов (информационный банк) для копилки «Домашний логопед»;
·   выработать и принять единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, в вопросах речевого развития, заключить дополнительные договоры между учителем-логопедом и родителями.
Для решения этих задач начинаем работу с анкетирования (см. Приложение 1). Получив реальную картину, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности семьи и семейного воспитания ребенка, выявит уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше сориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи.
На данном этапе также необходимо начать собирать и разрабатывать копилку «Домашний логопед»: методические материалы в соответствие с психическими и возрастными особенностями детей. 
Подготовительный этап включает в себя установление единых требований логопеда и родителей к коррекционному процессу.
2 этап – основной (практический).
Задачи:
·   разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников через организацию и проведение клуба «Речевичок»;
·   пополнить и дополнить логопедическую копилку для родителей «Домашний логопед»;
Полученные во время занятий с логопедом знания, речевые умения детей закрепляются в игровой форме в повседневной жизни. Средства и методы проекта:
·   проведение семинара-практикума, мастер-классов, консультаций, «круглых столов», проведение конкурсов (скороговорщиков, чтецов), проведение праздника красивой и выразительной речи и других форм работы клуба «Речевичок» (ежемесячно);
·         проведение индивидуальных консультаций (по необходимости);
·         создание информационно-методического стенда «Шпаргалки для родителей» (ежемесячно, теоретический материал по темам клуба);
·         презентация копилки для родителей «Домашний логопед» (ежемесячно, практический материал по темам клуба);
·         ведение «Дневника успеха» (ежемесячно, родителями) (см. Приложение 2).
3 этап  заключительный (контрольно-диагностический). 
Задачи:
·   Проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей.
·   Проанализировать эффективность коррекционной работы с детьми в процессе организации клуба «Речевичок».

Библиографический список
1.                      Бабина Е.С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе. Логопед 2005 № 5.
2.                      Душкина Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Логопед 2005 № 5.
3.                      Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Г.Б. Логопедия. – Екатеринбург, 1998.
4.                      Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 2007.
5.                      Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – Воронеж, 1997.
6.                      Филичева Т.Б. Основы логопедии. – М.: Просвещение, 1989.
7.                      Хватцев М.С. Логопедия. Работа с дошкольниками. – М., 1996.



Приложение1
Поскольку нарушения речи отражаются на психическом развитии ребенка, формировании его личности и поведения, родители, которые могут оценить своих детей, услышать их ошибки, должны быть максимально вовлечены в коррекционную работу. Чтобы ответить на ее вопросы, родители должны не только прислушаться к речи своего ребенка, но и подумать, что именно он произносит неправильно (звуки, слова или фразы) и как произносит.
Полученные анкетные данные говорят о том, ведется ли в семье работа по преодолению речевых недостатков и предупреждению трудностей, готовы ли к ней родители, хотят ли они сотрудничать с детским садом, продолжая совершенствовать речь своих детей.
Анкета для родителей
«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА»
1. Фамилия, имя ребенка________________________________________
2. Дата рождения_______________________________________________
Подчеркните ответы на следующие вопросы и дайте им, пожалуйста, подробное обоснование.
3. Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, детский сад.) ____________________________________________
4. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? (Да, нет.) _________________________________________________
5. Хотели бы Вы освоить приемы работы по развитию речи ребенка? (Да, нет.) _________________________________________________________
6. Вы следите за тем, как говорит Ваш ребенок? (Да, нет.) ____________
7. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка? (Да, нет) __________
8. Вы хотите научиться исправлять дефекты речи? (Да, нет.) __________
9. Знаете ли Вы, какие знания получает Ваш ребенок на занятиях по развитию речи в детском саду? ______________________________________
10. Посещаете ли Вы групповые мероприятия?______________________
11. Присутствуете ли на детских праздниках?_______________________
12. Как относитесь к продуктам совместной деятельности?___________




Приложение 2
ДНЕВНИК УСПЕХА
…………………………………………………………………………..
20___/20___ учебный год.

Месяц:
Фиксация успехов ребенка:
Сентябрь


Октябрь


Ноябрь


Декабрь


Январь




Февраль


Март


Апрель


Май










Приложение № 3
Перспективный план реализации проекта «Домашний логопед»

п/п
Срок
Формы и
методы работы
Содержание работы
Результат
Ответственный
Подготовительный этап
до 20 сентября
2017 года
1. Анкетиро-вание родите-лей.
2. Сбор ди-дактических
материалов
Изучение уровня компетентности ро-дителей в вопросах речевого развития.
Подбор материалов по темам «Дыхательная гимнастика», «Артикуляционные упражнения», «Мелкая моторика» и др.
Установление единых требований родителей и логопеда к ребенку.
1. Анкета для родителей.
2. Копилка «Домашний логопед».
Логопед
2.Основной этап
Октябрь





Ноябрь






Декабрь






Январь







Февраль







Март
Круглый стол «Почему ребенок говорит не-правильно?».

Мастер-класс «Уп-ражнения для развития мышц речевого аппарата».

Семинар-практикум
«Пальчиками играем - речь развиваем».


Консуль-тация «Рече-вое дыхание – основа пра-вильной речи».



Конкурс чтецов/ско-роговорщи-ков.




Праздник красивой и правильной речи
Обмен мнениями, анализ анкетирова-ния, просвещение родителей о причинах речевых отклонений.

Рекомендации по выполнению арти-куляционной гим-настики.



Сообщение о взаи-мосвязи развития речи и мелкой моторики рук, рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики.
Тематическая кон-сультация с практи-ческой частью.
Обучение комплексу упражнений для развития фонемати-ческого слуха у детей.

Проявление роди-телями ораторских и творческих спо-собностей на интересном речевом материале.


Демонстрация ре-чевых умений и на-выков, приобретен-ных на занятиях.
Протокол «круглого стола», отзывы родителей


Протокол проведения мастер-класса, отзывы родителей.


Протокол проведения семинара-практикума, отзывы роди-телей.

Протокол проведения консультации, отзывы родителей.



Протокол проведения мастер-класса, отзывы родителей.



Протокол проведения праздника, отзывы родителей.
Логопед





Логопед






Логопед






Логопед







Логопед
Воспитате-
ли





Логопед
Воспитате-
ли
Муз. руко-водитель
Ежемесячно
Презентация логопедичес-кой копилки «Домашний логопед»
Пополнение копилки новыми материалами для использования в домашних условиях по плану клуба
Картотека игр и упражнений по темам
Логопед
Ежемесячно
Индивидуаль-
ные консульта-
ции
Оказание помощи родителям по инте-ресующим их воп-росам
Журнал ре-гистрации консультаций для родителей
Логопед
Ежемесячно
Оформление информационно-методи-ческого стенда «Шпаргалки для роди-телей»
Теоретический ма-териал, направленный на формирование знаний родителей об особенностях развития речи детей

Логопед
Ежемесячно
Ведение «Дневника успеха»
Фиксация родителями достижений детей в речевом развитии
«Дневник успеха»
Родители
Воспитатели
3. Заключительный
этап
Апрель






Май
 2017 года

Мониторинг (анкетирова-ние) работы логопеда с родителями.


Мониторинг детей.

Выявление уровня родительской ком-петентности в воп-росах речевого раз-вития детей.


Выявление уровня речевого развития детей.
Анкета для родителей.





Логопедичес-кая диагнос-тика.

Логопед


 Конспект семинара - практикума «Пальчиками играем – речь развиваем»

Цель: формирование мотивационного отношения родителей к значению развития мелкой моторики рук у детей с ОВЗ.
Задачи:
1. Дать представления о взаимосвязи процесса формирования речи с движением рук.
2. Показать значение развития ручной моторики для подготовки руки к письму.
3. Показать значение многообразия дидактических игр для развития мелкой моторики рук в соответствии с возрастными особенностями дошкольников.
4. Дать практические рекомендации по использованию различных художественно- продуктивных видах деятельности для выработки свободы творческого движения руки.
5. Познакомить с приемами развития ручной умелости в домашних условиях.
Ход мероприятия.
     - Уважаемые родители! Сегодня мы познакомим вас с многообразием способов развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Что же такое мелкая моторика – это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий трех систем нервной, мышечной, костной.
Многие из вас слышали, что мелкая моторика напрямую связана с развитием речи, чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь.
Как показывает практика, за последние годы значительно увеличилось количество детей с низким уровнем речевого развития.
Причины речевых нарушений носят биологический и социально-психологический характер.
К биологическим причинам относятся:
• Острые и хронические заболевания матери во время беременности;
• наследственные заболевания;
• аллергия матери во время беременности;
• токсикоз беременности;
• иммунологическая несовместимость крови плода и матери;
• гипоксия плода;
• родовые травмы.
К социально-психологическим причинам относятся:
• двуязычье в семье;
• гиперопека;
• неправильное строение или недостаточная подвижность органов речи;
• ограниченное общения родителей с ребенком (родители мало говорят с детьми, дети и сами мало говорят, потому что большую часть времени дома проводят за компьютером и телевизором). Дети редко делают что то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (например, обувь застегивается при помощи липучек, вместо шнурков, книжки с наклейками, вместо картинок для вырезывания и т. д.);
Педагог Сухомлинский В. А. писал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
Зачем же надо развивать мелкую моторику?
• Развитие мелкой моторики ребенка - тонких движений кистей и пальцев рук - один из показателей психического развития ребенка.
• Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребенка к школе.
• Мелкая моторика – основа развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи, пространственные представления.
     - Я хочу познакомить Вас с методами и приемами развития мелкой моторики, которые использую в коррекционно-развивающей работе с детьми:
 • Пальчиковая гимнастика:
игровое упражнение «забавные узелочки»;
расскажи стихи руками;
пальчиковый театр;
• Логоритмика;
• Логосказки.
     Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти, очень эмоциональные, можно проводить и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
     Сейчас я вас познакомлю с игровым упражнением «забавные узелочки»:
Берём верёвку диаметром 4-6 мм и завязываем на ней 4-8 узлов. Подвешиваем её вертикально. Ребёнок пальцами перебирает узелки, (со словами):
Лезет, лезет альпинист –
В этом деле он артист.
По скале и по верёвке
Он наверх залезет ловко!
     Так же при закреплении поставленных звуков ребенок перебирает узелки и проговаривает слоги на автоматизируемый звук, можно закрепить дни недели, времена года.
     На логопедических занятиях мы «рассказываем стихи руками» проговаривание стихов одновременно с движениями делает речь детей более ритмичной, громкой, четкой, эмоциональной, а также хорошо развивает слуховое восприятие.
     Можно дома своими руками изготовить для пальчикового театра героев сказки, и поиграть вместе с ребенком в ходе игры повторяя движения взрослых, активизируется моторика рук, вырабатывается ловкость умение управлять своими движениями Пальчиковый театр - это прекрасный материал для развития воображения, мышления и речи.
     В систему логопедической работы, я включаю логоритмические упражнения – они просты для выполнения, направлены на согласование речи с движением. Ребенок сопряженно со взрослым на каждый слог синхронно совершает движения руками, ногами, ладошками.
     Логосказки – способствуют развитию всех сторон речи, а так же развитию как мелкой, так и общей моторики.
     Я вас познакомлю с персонажами в сказке «Репка»:
Репка – показываем руками круг;
Дедушка – показываем бороду, соединяем руки под подбородком;
Бабушка – показываем платочек, соединяем руки над головой домиком;
Внучка – показываем косынку, соединяем руки под подбородком;
Жучка – показываем ушки, загибаем большой, средний и указательный палец, а указательный и мизинец немного согнуты;
Кошка - показываем ушки, загибаем большой, средний и указательный палец, указательный и мизинец согнуты;
Мышка – показываем кулачок.
     Теперь вместе расскажем и покажем логосказку "Репка":
     Посадил дед репку, выросла репка большая пребольшая. Пошел дед тянуть репку, тянет, потянет, вытянуть не может. Позвал дед бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут, потянут вытянуть не могут. Позвала бабка внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут, потяну, вытянуть не могут. Позвала внучка Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку тянут, потяну, вытянуть не могут. Позвала Жучка кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку тянут, потяну, вытянуть не могут. Позвала кошка мышку, мышка за кошку,
 кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку тянут, потяну, вытянуть не могут.
     - Уважаемые родители! Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются специальные упражнения для подготовки руки к письму.
Философ, педагог Иммануил Кант писал,- "Рука- это вышедший наружу головной мозг. "
Еще в древние времена ученые, педагоги установили, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению.
Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание, память, словесно- логическое мышление.
Помнить! Неподготовленность к письму и недостаточное развитие мелкой моторики рук может привести к большим умственным и физическим нагрузкам, в следствие, чего у ребенка возникнет негативное отношение к учебе, тревожное состояние в школе.
Я хочу предложить вашему вниманию специальные упражнения для подготовки руки к письму:
• раскрашивание картинок;
• обведение плоских фигур;
• обведение трафаретов;
• рисование различных линий: прямых, фигурных;
• рисование по контуру, по клеточкам, по точкам;
• выполнение штриховок;
• графический диктант.
     Особое внимание при выполнении данных упражнений нужно обратить на следующее:
• правильная посадка за столом - ребенок должен сидеть прямо, грудь не касается стола, оба плеча должны быть на одной высоте, голова слегка наклонена ;
• правильность удержания карандаша - карандаш держим тремя пальцами: большим, указательным и средним: большой и указательный удерживают карандаш, а средний поддерживает снизу.
     Обязательное условие: ребенок должен работать простым карандашом, а раскрашивать цветными карандашами;
• расположение листа бумаги на столе. Необходимо следить за тем, чтобы ребенок ни в коем случае не поворачивал лист во время выполнения заданий;
• формировать умение выполнять линии различной толщины и формы;
• ориентировка на листе бумаге.
     В книжных магазинах представлен огромный ассортимент раскрасок. Какую же раскраску выбрать для ребенка? Конечно, раскраску ребенок может выбрать сам на свой вкус. А другую раскраску вы можете выбрать ему сами, чтобы она носила развивающий характер. Ребенку с ОНР нужно предлагать раскраски по различным темам, например : "Домашние животные", "Транспорт" и т. д.
     Очень важно познакомить ребенка с правилами раскрашивания, а потом следить за тем, чтобы он их соблюдал:
• раскрашивать аккуратно в одном направлении;
• равномерно наносить один цвет, чтобы не было пробелов;
• не выходить за контур изображенного предмета.
     И еще, один важный момент, раскраску с крупным рисунком и малым количеством деталей, мы предложим малышу или старшему дошкольнику, у которого очень плохо развита мелкая моторика. Старшему дошкольнику необходимо предлагать раскраску, где много мелких деталей.
 Вы можете предложить ребенку простым карандашом обводить свои ладошки, а также любые предметы, например, блюдце, формочки для приготовления печений, геометрические фигуры из картона или пластика. Так же для этой подходят плоскостные игрушки, фигурки.
Ребенок обводит предмет, а потом раскрашивает или штрихует.
Такие трафареты можно приобрести в магазине. Они имеют различную тематику, например: "Насекомые", "Овощи" и т. д.
А можно использовать для обведения линейку с различными по размеру геометрическими фигурами.
Для следующих упражнений вам необходимо приобрести специальные тетради.
Ребенка просят провести линию посередине прямой дорожки или фигурной, не съезжая с нее и не отрывая карандаша от бумаги.
Ребенка просят провести фигурные дорожки, соединив линию штриховки. При прохождении дорожки ребенку следует стараться, как можно более точно следовать всем изгибам и поворотам линий.
Ребенка просят соединить точки для того, чтобы получился завершенный рисунок. Ребенка просят нарисовать фигурку по точкам, как на образце. Ребенка просят закончить рисунок по клеточкам.
Ребенка просят выполнить различные виды штриховки по образцам: вертикальные (ведет линию сверху вниз, горизонтальные (ведет линию слева направо, наклонные, "клубочками". Линию ребенок должен вести не отрывая карандаша от бумаги. Штриховки вначале должны быть крупными, по мере приобретения ребенком навыка выполнения их размер уменьшается.
Рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для детей. Графические диктанты могут с успехом применяться для детей от 5 лет.
Графический диктант можно выполнять в двух вариантах:
1. Ребенку предлагают образец геометрического рисунка и просят его повторить точно такой же рисунок в тетради в клетку.
2. Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз, ребенок выполняет работу на слух, а затем сравнивает методом наложения свое изображение орнамента или фигуры с образцом в пособии.
Данное упражнение развивает не только у детей тонкую моторику, точную координацию, но и формирует зрительно- двигательные и слуховые связи, что обеспечивает быстрое и правильное развитие не только навыков письма, но и чтения.
     "Готовить глаз к видению, руку - к действию и душу к чувствованию",- были слова великого педагога- новатора Марии Монтессори.
     - Уважаемые родители! Я предлагаю вам выполнить графический диктант.
Отгадайте, что будете сейчас рисовать:
"Ходит длинный, пасть с клыками
Ноги кажутся столбами,
Как гора огромен он.
Ты узнал, кто это?" (Слон)
     Правильно! Итак, отступите 3 клеточки слева, 3 клеточки сверху, поставьте точку и начинаем рисовать: 4 клеточки вправо, 1 клеточка вниз, 5 клеточек вправо, 8 клеточек вниз, 3 клеточки влево, 3 клеточки вверх, 1 клеточка влево, 3 клеточки вниз, 3 клеточки влево, 4 клеточки вверх, 1 клеточка влево, 2 клеточки вниз, 1 клеточка влево, 1 клеточка вниз, 1 клеточка влево, 2 клеточки вверх, 1 клеточка вправо, 6 клеточек вверх. А теперь дорисуйте слонику глаз и хвостик.
      Как же вызвать интерес у ребенка к заданиям по подготовки руки к письму и удержать его?
1. Вызывайте положительные эмоции у ребенка. Эмоциональная поддержка очень важна. Употребляйте слова и фразы, несущие оптимистическую окраску, например: "Как интересно!", "Вот, здорово!", " Я тебе немного помогу!", "Какой ты у меня молодец!", "Умничка".
2. Наберитесь терпения! Не критикуйте личность ребенка, а тактично указывайте на ошибки!
3. Данные упражнения нужно выполнять совместно, т. е. здесь необходимо участие взрослого и одобряющее внимание к трудному для ребенка процессу выполнения заданий.
4. Не допускайте переутомление. Начинать нужно с выполнения простых заданий и постепенно повышать их сложность, увеличивая время занятия с 10 до 30 минут. Помните, время занятия не должно превышать 30 минут. Через 15 минут с начало занятия хорошо было бы провести физкультурную минутку.
5. Создавайте мотивацию! Расскажите ребенку для чего нужно выполнять эти задания. Если ребенок не проявляет интереса к заданиям- значит ему рано, ведь у каждого индивидуальный темп развития. Можно предложить эти задания по позже- через месяц и позже.
     Кроме специально организованных занятий по подготовке руки к письму используются дидактические игры. Хотелось бы рассказать о некоторых из них.
     Тренировка пальцев рук стимулирует умственное развитие. Дидактические игры способствуют развитию зрительно-двигательной координации, формированию ловкости пальцев рук, умению выполнять задания с более мелкими предметами, готовят руку к письму.
Дидактические игры и пособия по развитию мелкой моторики:
• шнуровки
• счетные палочки
• конструктор
• мозаика
• волчки
• выкладывание рисунков из крышек
• сухой бассейн
• прокатывание мяча по шнурку
• ходилки.
Шнуровка.
     Уже давно доказано, что шнуровка- идеальная игрушка для укрепления пальцев и всей кисти руки ребенка, развития глазомера, воспитания внимания и усидчивости. Все это создает оптимальные предпосылки для подготовки к письму.
     Самым простым вариантом шнуровки являются плоские деревянные или пластмассовые цветные двухсторонние фигурки, изображающие зверей и другие предметы. На каждой из фигур имеются до двух десятков маленьких отверстий-дырочек, в которые можно протянуть шнурок, тесьму, ленту и т. п. Задания могут быть различными: протянуть шнурок в каждое отверстие через край трафарета, протягивать шнурок в каждую вторую (третью) дырочку по контору, пришнуровать фигурки друг к другу.
     Для детей старшего дошкольного возраста существуют сюжетные шнуровки. Здесь уже не только манипуляции руками, но и еще игра-драматизация. Пришнуровывая грибы и ягоды к ежику или белочке, можно сочинить сказку о том, как зверек собирал себе плоды на обед. Ребенок научиться накладывать мелкие предметы на более крупные так, что бы дырочки на них совпадали, и плотно привязывать детали.
Счетные палочки.

     К четырехлетнему возрасту ребенок в состоянии выложить из счетных палочек или спичек простые геометрические фигуры: квадраты, треугольники. Ребенку предлагается брать палочку двумя пальчиками из кучки, лежащей нас толе, так, чтоб не рассыпать все остальные. Возможно использования образца постройки-изображения на листе бумаги. В ходе таких манипуляций дети могут закреплять знания геометрических фигур, цвета, букв цифр и т. п.
Игры с палочками развивают тонкую координацию движений рук и формируют пространственные представления.
Конструкторы.
Одно из любимых детских занятий- конструирование, т. е. создание из отдельных элементов чего то целого: домов, машин, мостов. Конструируя что-то, ребенок развивает ручную ловкость и мелкую моторику. Кроме того, добиваясь определенного результата, он развивает целенаправленность собственных действий. Последнее время актуальны тематические наборы для конструирования. Они включают как детали для конструирования, так и фигуры человечков, животных и т. п. Но нужно учитывать размер деталей: более крупные для малышей, мелкие - для детей постарше.
Мозаика.
Основная идея мозаики как пособия для развития ребенка заключается в составлении из мелких частей целого изображения. Во время игры ребенок постоянно манипулирует деталями, много раз поворачивает и прикладывает их друг к другу, таким образом, совершенствуется мелкая моторика рук. Чтобы сложить из частей целое изображение, малыш должен проявить сообразительность и наблюдательность, терпение и настойчивость. Сегодня существует большое многообразие мозаик: большие напольные без ограничения поверхности, мелкие гвоздиковые, магнитные, термомозаики.
Волчки.
Это игрушки, приводимые в движение пальцами руки и вращающиеся вокруг своей оси. Для запускания волчка требуется особый двигательный навык, развитые и тонкие движения пальцев. Играя с разными видами волчков, ребенок учиться правильно рассчитывать силу и точность движения пальцев и кисти. Такие игры развивают ловкость рук и глазомер дошкольников.
Выкладывание рисунков из крышек.
Эффективным тренажёром для пальцев рук может стать обыкновенная крышка от пластиковой бутылки. А заданий и игр с таким простейшим приспособлением можно придумать много: «Чьи бусы длиннее?», «Пирамидка», «Нарисуй картинку», «Закрути» и т. п.
Сухой бассейн.
Сухие бассейны представляют собой открытые резервуары, заполненные различными наполнителями: мелкими камешками, стеклянными шариками, горохом, крупой, песком, солью. Их основное назначение- механическое воздействие на нервные окончания, расположенные на кончиках пальцев.
Прокатывание мяча по шнурку.
Предлагается в веселой, непринужденной форме помочь детям развить мелкую моторику пальцев рук, используя мячики или разноцветные каучуковые шарики, в комплекс входят элементы массажа. Представленные в игры удобны тем, что не требуют сложной атрибутики, длительной подготовки к ним, больших временных затрат. Используя съемные буквы, слоги и это задание можно превратить в универсальное. Развивая моторику детей закреплять навыки чтения.
Ходилки.
Собравшись вместе, ребята с азартом кидают кубик, отсчитывают несколько клеток и передвигались по игровому полю в ожидании, кто же первым доберётся до финиша? Но, будет еще интереснее, если вы с ребенком придумаете и сделаете свою собственную игру. Ее тема зависит от интересов малыша. Может, это будет подводная одиссея, может, авторалли, а, возможно, веселые приключения с любимыми мультгероями.
Фишки к игре тоже можно сделать самим. Это могут быть какие-то мелкие игрушки, машинки, или же любые понравившиеся вам персонажи, изображение которых можно вырезать и приклеить на толстый картон. Эти известные всем с детства игры так же развивают мелкую моторику и ориентировку на листе бумаги, что, несомненно, подготавливает руку ребенка к письму.
     «Источники способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
В. Сухомлинский.
     Для выработки свободы творческого мышления необходимо научить детей формообразующим движениям рук, на основе которых они будут создавать изображения предметов любой сложности, проявляя творчество.
В работе с детьми могут использоваться следующие виды продуктивной деятельности:
1. Оригами.
2. Рисование пластилином.
3. Рисование пальчиками.
4. Вырезывание ножницами.
5. Квиллинг.
Художественная техника-оригами (складывание из бумаги).
Детям очень нравиться делать поделки путём разных способов складывания бумаги. Бумага является самым доступным и простым в обработке материалом. Дети знакомятся с разными базовыми формами оригами и на их основе изготавливают поделки путём сгибания и многократного складывания бумаги.
     Родителям рекомендуется дома попробовать вместе с детьми выполнить простые поделки в технике «оригами». Данные поделки ребёнок может использовать в своих играх, в театральной деятельности. Поделка может быть отличным подарком, сувениром.
Складывание из бумаги способствует развитию мелкой моторики руки, развивает пространственное воображение, глазомер, активизирует мыслительные процессы, снимает напряжение, вырабатывает усидчивость.
Рисование пластилином.
     Данный вид продуктивной деятельности относится к нетрадиционным техникам рисования. Детям предлагается пластилин разных цветов и схематичный рисунок на плотной бумаге или картоне. Дети пальчиком размазывают пластилин, не выходя за контуры рисунка. При этом им приходится прикладывать определённое силовое усилие для размазывания пластилина. Это является хорошим упражнением для развития мелких движений руки ребенка. Пластилин должен быть заранее подготовленным, т. е. мягким. Рисунки пластилином получаются необычные и красивые. Данный вид деятельности доступен для занятий с детьми дома. В продаже имеются специальные наборы для рисования пластилином.
Рисование пальчиками.
     Этот вид продуктивной деятельности также относится к нетрадиционным техникам рисования. Мы привыкли видеть, как ребёнок рисует карандашами, кисточками или фломастерами, а рисование пальчиками для ребёнка является необычным и увлекательным. Это полезно для развития формообразующих движений руки ребёнка.
Вырезывание ножницами.
     Данный вид деятельности не требует особой подготовки, поэтому может часто использоваться родителями для занятий с ребёнком дома. Дети могут использовать для вырезывания любые журналы, газеты, листы бумаги. При частой тренировке в вырезывании движения руки ребёнка становятся уверенными, разнообразными, различаются по силе нажима, размаха, длительности и характеру. Также способствует развитию мелкой моторики руки, что немало важно для подготовки руки ребёнка к письму.
 Квиллинг (бумагокручение).
     Данный вид художественной техники очень интересен. Поделки получаются необычные и красивые. Квиллинг хорошо активизирует мелкие движения руки ребёнка при накручивании полосок бумаги на зубочистку или маленькую палочку. Поделки в этой технике можно использовать как сувениры, а деталями украшать открытки, альбомы, шкатулки, фоторамки и т. д. Родители могут вместе с детьми сделать интересную поделку в технике квиллинг для украшения интерьера дома.
     - Уважаемые родители! Сейчас я предлагаю вам вместе с детьми выполнить поделку в технике квиллинг. Мы будем делать колечки для "шубки" овечки. Пройдите, пожалуйста, за столы, возьмите полоски бумаги. Эти полоски мы будем накручивать на зубачистки. Накручивать нужно неплотно, чтобы получилась форма "завиток". Концы "завитков" нужно промазать клеем. Готовые колечки мы наклеим на "шубку" овечки.
Игры с предметами домашнего обихода.
     Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальные игрушки, пособия и т. п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговки, бусинки, крупа и т. д.
Несколько идей, как занять ребенка на кухне:
• Массаж рук (орехи, бигуди, шишки)
• Тестопластика
• Рисование на муке
• Бусы из макарон
• Веселые прищепки
• Цветные резинки
• Пуговицы
• Бумажная пластика
Массаж рук (орехами, бигуди, шишками). Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает: «Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех».
Можно усложнить это упражнение и взять два ореха. То же можно проделать и с бигуди, и с шишками.
Тестопластика – это лепка из соленого теста. Из теста можно создавать фигурки животных или цветы, всё что угодно. Но главное – это тренировка мелкой моторики кистей рук при лепке поделок.
Рисунок на муке.
Насыпьте на мелкое блюдо или поднос муку. Пусть ребенок рисует пальчиком по муке, оставляя различные фигуры. Покажите малышу, как рисовать простейшие фигуры: квадратики, ромбики, кружочки, буквы.
Бусы из макарон.
Развивающая игра «Делаем бусы». Потребуются макароны с крупным просветом и длинный шнурок. Задача для ребенка: нанизать макароны на шнурок.
«Веселые прищепки»
Бельевой прищепкой (проверьте на своих руках, чтобы она была не слишком тугой) поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно).
«Разноцветные резиночки»
Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями пальцев передвинуть резинку. Выполняется сначала одной потом другой рукой.
Пуговицы.

Дети любят играть с мелкими предметами, например, пуговицами: перебирать их – вытаскивая из коробочки и складывая обратно, перетирать их между ладонями, выкладывать из пуговиц различные фигурки.
Бумажная пластика – это изготовление игрушек из мятой бумаги. Предлагаемая техника изготовления игрушек проста, не требует больших материальных затрат. Игрушки из мятой бумаги прекрасное упражнение для развития мелкой моторики рук.
Сейчас я предлагаю вам вместе с детьми сделать игрушку своими руками.
Для этого нам понадобится следующий материал и оборудование: двухсторонняя розовая бумага 4 листа А4, клей, ножницы, маркер синего цвета.
Ход работы:
• От листа бумаги отрезать квадрат 2х2 см разрезать по диагонали – уши
• Отрезать квадрат 2х2 см, вырезать круг – пятачок
• Отрезать полоску 10х5 см, скрутить жгутик, загнуть крючком – хвост
• Лист бумаги взять двумя руками смять комок и аккуратно разгладить ладонями, возвращая первоначальную форму листа. Перевернуть лист на другую сторону, смять и вновь разгладить. Повторить эту процедуру еще несколько раз пока листок не станет мягким и податливым. Заправить все углы и стороны внутрь, чтобы получилась фигура похожая на батон.
• Сборка – к передней части туловища прикрепить уши, пятачок, сзади – хвост. Маркером дорисовать глаза.
Спасибо за внимание!!!









Комментариев нет:

Отправить комментарий