Мозжечковая стимуляция
в работе учителя-логопеда на балансировочной доске «Баламетрикс» с детьми,
имеющими тяжелые нарушения речи.
Перечислите
ваши достижения: участник
научных конференций, наставник у студентов.
1)Содержание
проекта
Конец XX – нач. XXI вв. характеризуется ухудшением здоровья
детей. Постоянный рост числа детей с отклонением в развитии предполагает
применение разных методик коррекции. Их освоение способствует повышению
результативности коррекционно-образовательного процесса. Поэтому разработка
новых приёмов, методов и средств коррекционного обучения детей представляется
одним из актуальных направлений развития специальной педагогики и является
наиболее значимым и приоритетным. Работая в
детском саду для детей с ограниченными возможностями (ДЦП, синдром
Дауна), я все чаще стала обращать внимание на чудесные возможности двигательной
активности в улучшении речевого развития детей-инвалидов, особенно в раннем и
дошкольном возрасте. Ребенок с
особыми потребностями в образовании – это новое для современного общества
понятие. Ребенок с особыми образовательными потребностями — это ребенок с
нарушениями, вследствие которых к нему нужно применять особые образовательные
программы, отличные от стандартных.
Цель данного проекта – рассказать о
нетрадиционных способах работы учителя-логопеда с детьми, имеющими сложные
нарушения в развитии.
Более перспективным подходом к
логопедическим занятиям должно стать целенаправленное увеличение на нем
двигательной активности ребенка. Мы же на традиционных логопедических занятиях
продолжаем ограничивать движения детей определенными рамками сложившихся
логопедических методик.
Объединить логопедию и физическое
воспитание с целью улучшения речевого развития детей является главной задачей в
моей работе.
Среди невербальных симптомов в структуре
речевых нарушений, приводящих к затруднению в овладении ребенком предметным
миром с раннего возраста, выступает двигательная недостаточность. У большинства
детей дошкольного возраста с нарушениями речи специальными исследованиями
выявлена недостаточная сформированность моторных функций.
ОВЗ (диагноз) – это не повод для
уменьшения двигательной активности ребенка.
Жизнь – это движение, поэтому основным акцентом в разработке системы
воспитания ребенка является развитие у него двигательных функций.
Все мы, конечно же, используем на своих
занятиях логоритмические упражнения, физминутки, динамические паузы,
специальные подвижные игры. Работая с
детьми-инвалидами, имеющими диагнозы синдром Дауна, ДЦП, использую различные
методики. «Солнечные дети» сильно отличаются от своих ровесников. Их состояние
явно выделяется не только по некоторым внешним признакам, но и по уровню
развития. Дети с синдромом Дауна имеют ярко выраженную задержку речевого
развития и уровня интеллекта. Однако проявления этих признаков сильно
варьируются во взаимосвязи с индивидуальными особенностями ребенка, врожденными
предпосылками, а также от того, насколько рано и грамотно была начата
коррекционная работа. Вопреки многим обывательским мнениям, детишки с синдромом
Дауна вовсе не являются необучаемыми и умственно отсталыми. Они имеют свои
особенности, которые необходимо принимать во внимание при планировании
коррекционной стратегии. Когда появляется двигательная активность, формирование
речи тоже начинает прогрессировать.
У детей с церебральным параличом
двигательные расстройства сочетаются с отклонениями в развитии сенсорных
функций, познавательной активности. Поэтому такие дети помимо лечебной и
социальной помощи нуждаются также в психолого-педагогической и логопедической
коррекции. При церебральной патологии достаточно отчетливо обнаруживается
взаимосвязь между двигательными и речевыми нарушениями.
В своей работе с детьми, имеющими тяжелые
речевые нарушения, я стала использовать программу мозжечковой стимуляции
(Learning Breakthrough Program). Это оригинальная по своей продуманности и
системности программа, состоящая из серии коррекционно-развивающих и
организующих упражнений, направленных на стимуляцию и нормализацию работы
мозжечка. Комплекс упражнений основан на обеспечении мозга базисными навыками,
которые помогают в усвоении любой информации.
В
программе мозжечковой стимуляции используется системный подход к коррекции
нарушений: с одной стороны, стимуляция мозжечка, с другой — сенсорная
интеграция с учетом основных принципов детской нейропсихологии. Считается, что
именно вестибулярные системы головного мозга играют решающую роль в любой
деятельности: они помогают координировать не только крупную, но и мелкую
моторику, налаживают связи между всеми основными органами и частями головного
мозга, которые участвуют в письме, чтении, счете. Вестибулярный аппарат —
главное связующее звено головного мозга.
Метод Ф. Белгау эффективен в работе с
детьми от 4 лет и старше. Дети с удовольствием занимаются на балансировочной
доске Белгау (Баламетрикс). Занятия проходят в игровой форме и чем-то
напоминают лечебную физкультуру, только интересней и не вызывают у детей
негативных эмоций или страха неуспеха. Использовать данный метод можно, если у
ребенка с синдром Дауна присутствует легкая степень умственной отсталости и
ребенок с ДЦП может самостоятельно стоять. Уровень сложности заданий также
зависит от речевого диагноза.
Постоянное использование программы
повышает эффективность обработки нервных сигналов и улучшает нейронные связи и
интеграцию структур головного мозга. Регулярное выполнение упражнений три -
четыре раза в неделю способствует достижению максимальных результатов за
небольшой период времени. Комплекс упражнений рассчитан на бесконечный период.
Именно в результате постоянного использования программы в мозгу происходят
длительные изменения способов обработки информации. Входящие в этот комплекс
упражнения призваны отточить ваш мозг за счет калибровки и повторения.
Упражнения каждого очередного дня опираются на упражнения предыдущего дня. Для
их выполнения требуется 10 -15 минут. В этом заключаются все обещанные
результаты.
Для повышения эффективности занятий предлагаю использовать в работе с
балансировочной доской не просто физические упражнения, а упражнения в
сочетании с речью. Что, конечно же, усложняет задания, но и дает свои
коррекционные результаты.
Логопедические
игры с использованием упражнений на балансировочной
доске «Баламетрикс».
1. Игра
«Гласный – согласный».
Цель:
развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление гласных и
согласных звуков.
Ход игры.
Вариант 1.
Логопед бросает красный мешочек – ребенок называет гласный звук. Логопед
бросает синий мешочек – ребенок называет согласный.
Вариант 2.
Логопед бросает красный мешочек – ребенок называет слово на гласный звук.
Логопед бросает синий мешочек – ребенок называет слово на согласный.
2. Игра «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем».
Цель:
развитие длительного плавного выдоха, закрепление произношения гласных звуков.
Ход игры.
Ребенок
отбивает маятниковый мяч пальцами
(ладонью, кулаком) сначала одной рукой, потом другой, попеременно,
обеими и произносит длительно гласные звуки.
3. Игра
«Мяч кидай, слово (слоги) называй».
Вариант 1.
Цель:
автоматизация заданного звука в словах (слогах), развитие быстроты реакции.
Ход игры.
Ребенок
повторяет вслед за логопедом слово (или слог) на заданный звук, отрабатывая его
произношение. Попасть мячом нужно в любой круг на доске, а затем в круг
указанного цвета.
Вариант 2.
Цель:
дифференциация звуков в словах (слогах), развитие быстроты реакции.
Ход игры.
Ребенок
повторяет вслед за логопедом слово (или слог). Слово (слог) с одним заданным
звуком произносим, бросая мячик, например, в синий круг на доске, а на слово
(слог) с другим заданным звуком мяч
бросает в зеленый круг.
4. Игра
«Отстучи слово по слогам».
Цель:
тренировка умения делить слово на слоги, развитие внимания, быстроты мышления.
Ход игры.
Логопед
называет слова, а ребенок отстукивает мячом по доске сначала произвольно (в
круг любого цвета), а затем в указанный круг. Можно использовать маятниковый
мяч и палку визуального контроля движения, отбивая по слогам слово.
5. Игра
«Слог да слог – и будет слово – мы в игру сыграем снова».
Вариант 1.
Цель:
закрепление умения добавлять слог до слова, автоматизация заданного звука,
развитие внимания, быстроты мышления.
Ход игры.
Логопед
называет первую часть слова и бросает мешочек, а ребенок называет вторую часть
слова (о-са, ко-са, ли-са) и возвращает мешочек взрослому.
Вариант 2.
Цель:
дифференциация звуков, развитие внимания, быстроты мышления.
Ход игры.
Логопед
бросает мешочек ребенку, называя первый слог: «са» или «ша», «су» или «шу»,
«со» или «шо», «сы» или «ши». Ребенок заканчивает слово.
Ша – шары
Са – санки
Шо – шорох
Со – сорока
Шу – шуба
Су – сумка
Ши – шины
Сы – сыр
6. Игра
«Ты мячик бросай и животных называй».
В зависимости от темы игры возможны
варианты: «… и фрукты называй», «… и транспорт называй» и т.д.
Цель:
расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие
внимания и памяти, умения соотносить родовые и видовые понятия.
Ход игры.
Логопед
называет обобщающее понятие, а ребенок бросает мяч в доску произвольно и
называет слова, относящиеся к этому обобщающему понятию предметы. Можно
отталкивать разными способами мяч-маятник и называть слова.
7. Игра
с мешочком «Животные и их детеныши».
Логопед:
«Человеческие дети знают всех зверят на свете».
Цель:
закрепление в речи детей названий детенышей животных, закрепление навыков
словообразования, развития ловкости, внимания, памяти.
Ход игры.
Бросая
мешочек ребенку, логопед называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая
мешочек логопеду, называет детеныша этого животного.
8. Игра
с мешочком «Кто как разговаривает?».
Логопед:
«Мяч лови, да поскорей назови язык зверей».
Цель:
расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.
Вариант 1.
Ход игры.
Логопед
бросает мешочек ребенку, называя животных. Ребенок, возвращая мешочек, должен
правильно ответить, как то или иное животное подает голос.
Корова мычит
Тигр рычит
Змея шипит
Комар пищит
Собака лает
Волк воет
Утка крякает
Свинья
хрюкает
Вариант 2.
Ход игры.
Логопед,
бросая мешочек ребенку, спрашивает: «Кто рычит?», «Кто мычит?», «Кто мяукает?»
и т.д.
9. Игра
«Скажи ласково».
Логопед:
«Мячик маленький поймай, да словечко приласкай».
Цель:
закрепление умения образовывать существительные при помощи
уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.
Ход занятия.
Логопед
называет слово, а ребенок отвечает, при этом отбивает палкой визуального
контроля движения мяч - маятник, стараясь попасть им в мишень с кругом, потом с
квадратом и т.д.
10.
Игра «Что делают эти животные?».
Логопед:
«Что животные умеют – птицы, рыбы, кошки, змеи?»
Цель:
активизация глагольного словаря детей, закрепление знаний о животных, развитие
воображения, ловкости.
Ход занятия.
Логопед
называет животное, а ребенок отвечает, при этом отбивает палкой визуального
контроля движения мяч - маятник, стараясь попасть им в промежутки между
мишенями. Назвать нужно как можно больше действий.
11.
Игра «Кто чем занимается?».
Логопед:
«Никогда мы не забудем, что умеют эти люди».
Цель:
закрепление знаний детей о профессии, обогащение глагольного словаря детей,
развитие внимания, ловкости.
Вариант 1.
Бросая
мешочек ребенку, логопед называет профессию, а ребенок ловит или одной рукой,
или двумя и возвращает его, называя глагол, обозначающий, что делает человек
названной профессии.
Вариант 2.
Логопед
называет глагол, а ребенок – профессию (строит – строитель).
12.
Игра «Скажи наоборот».
Логопед: «Мы
сейчас откроем рот, чтоб сказать наоборот».
Цель:
закрепление в представлении и словаре ребенка противоположных признаков
предметов или слов-антонимов.
Ход игры.
Логопед,
бросая мешочек ребенку, произносит одно прилагательное, а ребенок, возвращая
мешочек, называет другое – с противоположным значением.
13.
Игра «Из чего сделано?»
Логопед:
«Вот предмет, а из чего люди сделали его?»
Цель:
закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов
их образования.
Ход занятия.
Логопед,
бросая мешочек ребенку, говорит: «Носки из шерсти», а ребенок, возвращая его
логопеду, отвечает: «Шерстяные».
14.
Игра «Лови да бросай, и цвета называй».
Логопед:
«Что у нас какого цвета – мы расскажем вам об этом».
Цель: подбор
существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий
основных цветов, развитие воображения у детей.
Ход игры.
Логопед
называет цвет, а ребенок, бросая мяч-прыгун в доску в круг нужного цвета,
называет предметы, подходящие к данному прилагательному. Сколько слов
придумает, столько раз и бросает в нужный круг.
15.
Игра «Что бывает круглым?»
Логопед:
«Тут, конечно, каждый знает, что каким у нас бывает».
Цель:
расширение словаря детей за счет прилагательных, закрепление геометрических
фигур, развитие воображения, памяти, ловкости.
Ход занятия.
Логопед
называет признак, а ребенок отвечает, при этом отбивает палкой визуального
контроля движения мяч - маятник, стараясь попасть им в мишень с кругом, потом с
квадратом и т.д.
- Что бывает
круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, яблоко…)
- Что бывает
квадратным? (Ковер, картина, кубик, телевизор…)
- Что бывает
овальным? (Шарик, огурец, батон, яйцо…)
- Что бывает
треугольным? (Колпак, ель, пирамида…)
16. Игра «Один – много».
Логопед: «Мы - волшебники немного:
был один, а станет много».
Цель:
закрепление в речи детей различных типов окончаний имен существительных.
Ход занятия.
Логопед
бросает мешочек ребенку, называя имена существительные в единственном числе.
Ребенок бросает мешочек обратно, называя существительные во множественном
числе.
17. Игра «Веселый счет».
Логопед:
«Сколько их – всегда мы знаем. Хорошо мы все считаем».
Цель:
закрепление в речи детей согласования существительных с числительными, развитие
ловкости, быстроты реакции.
Ход игры.
Логопед
называет существительное, а ребенок произносит сочетание существительного с
числительными «один», «два», «три», «четыре», «пять» и бросает мяч-прыгун в
доску произвольно.
(Опишите
основную деятельность в рамках проекта.
На решение каких задач она направлена?
В каком формате реализуется проект?
Есть ли периодичность в осуществлении деятельности в рамках проекта?
На какой период она рассчитана?
Является ли представленный проект отдельной методикой или должна предоставляться в совокупности с другими методиками (для повышения эффективности деятельности).
На решение каких задач она направлена?
В каком формате реализуется проект?
Есть ли периодичность в осуществлении деятельности в рамках проекта?
На какой период она рассчитана?
Является ли представленный проект отдельной методикой или должна предоставляться в совокупности с другими методиками (для повышения эффективности деятельности).
2)Условия
реализации проекта
В программе представлены оригинальные и
разнообразные упражнения, которые различаются по уровню сложности и
направленности, т.е. происходит поэтапное формирование и развитие различных
навыков индивидуально в каждом случае.
Доказано, что мозжечковая стимуляция
повышает эффективность других коррекционных занятий.
Результаты долгосрочного применения метода
позволили программе называться передовой в работе с целым спектром проблем в
обучении.
Какие
результаты можно получить, занимаясь по программе Ф. Белгау?
-улучшение
концентрации и внимания;
-повышение
выносливости, работоспособности на занятиях;
-улучшение
зрительно-моторной координации;
-развитие
пространственного восприятия и воображения;
-развитие
двигательных способностей: скорости реакции, ловкости;
-развитие
всех видов памяти: зрительной, зрительно-пространственной, звуковой, образной,
а особенно двигательной и других;
-развитие
восприятия устной и письменной речи, их автоматизации, что в свою очередь
является основой для формирования и развития собственной речи и навыков письма;
-оптимизация
навыков механического чтения;
-развитие
интеллектуальных способностей;
-развитие
математических и логических способностей;
-развитие
способностей к планированию и контролю своей деятельности;
-гармонизация
эмоционально-волевой сферы;
-нормализации
поведения;
-личностные
изменения.
Наиболее эффективна мозжечковая стимуляция
в комплексе с занятиями логопеда, психолога, дефектолога, нейропсихолога.
Занятия на балансировочной доске позволяют ускорить решение коррекционных задач
в логопедии и психологии.
Как проходят
занятия?
Для занятий по программе мозжечковой
стимуляции используется балансировочная доска, мешочки с различными
наполнителями, мяч-маятник, планка с цветными секторами, доска обратной связи и
стенд с целями, разработанные доктором Ф. Белгау.
Занятия чем-то напоминают лечебную
физкультуру — ребенок, стоя на балансировочной доске, выполняет различные
упражнения (например, повороты туловища вправо-влево, перекидывание руками
мешочка, отбивание мяч-маятника руками, планкой с цветными секторами, попасть
мячиком в доску обратной связи и другие).
Рекомендуется выбрать уединенное
пространство, где можно подвесить крюк для мяча – маятника. Стоять на балансировочной
доске нужно босыми ногами (носки можно оставить). Эти комплексы упражнений
стимулируют органы чувств. Стоять на балансировочной доске нужно так,
чтобы ступни находились на одинаковом
расстоянии от центральной линии, большие пальцы
(и пятки) находились на одной горизонтальной линии. Важно, чтобы это
положение оставалось постоянным во время занятия, так как оба полушария мозга
должны быть одинаково задействованы.
Перед началом курса занятий определяются
мишени коррекционного воздействия и особенности ребенка (возраст, возможности,
личностные характеристики и т.п.). На основе полученных данных разрабатывается
индивидуальная программа коррекции по методу Ф. Белгау.
(Необходимые компетенции для
реализации:
Какие специалисты ее реализуют? Какова их квалификация?
Необходимо ли специальное дополнительное обучение для реализации проекта.
Оборудование и инструментарий:
Опишите основные требования к помещению, оборудованию, материалам, необходимым для реализации проекта.
В этом же разделе укажите необходимый для работы диагностический и методический инструментарий.)
Какие специалисты ее реализуют? Какова их квалификация?
Необходимо ли специальное дополнительное обучение для реализации проекта.
Оборудование и инструментарий:
Опишите основные требования к помещению, оборудованию, материалам, необходимым для реализации проекта.
В этом же разделе укажите необходимый для работы диагностический и методический инструментарий.)
3)Планируемые
или полученные результаты
Эти упражнения не направлены на
какую-то определенную структуру мозга. Они вовлекают в работу очень много
мозговых систем и объединяют их. Это основополагающие структуры и процессы,
поддерживающие основные функции сознания. Они воздействуют на зрительные
способности, память, координацию глаз и рук, чтение, письмо, речь, язык,
математические способности и спортивные достижения. Упражнения на
балансировочной доске Белгау включают терапевтическую программу по улучшению
зрения, программу развития речи, коррекционную программу по формированию
навыков чтения и любые программы, предполагающие использование мозга.
Трудно переоценить роль движений, которую они
играют в развитии ребенка. Я не представляю себе преодоление речевых и
интеллектуальных расстройств без движения, без ползания, без двигательной
активности, когда буквально все тело участвует в преодолении имеющихся проблем.
Перед началом выполнения упражнений нужно
записать (желательно на видео) речь ребенка, если ребенок может читать, то
проверить и записать устное чтение.
Можно проверить письмо (у школьника):
дать ему на чистом нелинованном листе написать 3-4 строчки. В начале
работы нужно проверить остроту зрения.
Такую диагностику нужно периодически
делать, чтобы отслеживать прогресс, и вести журнал или дневник упражнений.
(Опишите результаты, на которые направлен проект,
периодичность и методы его измерения.)
4)Опыт
и история (На какой опыт (российский или зарубежный) вы опирались при
разработке/адаптации проекта?
Проект разработан вами самостоятельно или в соавторстве?
Опишите в 2-3-х абзацах историю его разработки, опыт внедрения и полной реализации (если проект уже реализован).
Проект разработан вами самостоятельно или в соавторстве?
Опишите в 2-3-х абзацах историю его разработки, опыт внедрения и полной реализации (если проект уже реализован).
В основу программы легли многолетние
исследования доктора педагогических наук Френка Белгау. Будучи преподавателем в
классах, где училось много детей с различными академическими трудностями (в
частности — с проблемами в чтении), он обратил внимание, что дети, играющие на
переменках с балансом и координацией — более успешны в учебе. Этот простой факт
стал ключевым моментом в разработке его системы развития мозжечка как средства
повышения успеваемости детей в школе.
Я адаптировала комплекс мозжечковой
стимуляции под работу учителя-логопеда: разработала речевые задания и наложила
их на двигательные упражнения.
5)Возможность
тиражирования (Возможна ли передача опыта по реализации проекта? Есть ли
у вас уже такой опыт? При наличии опишите формы и условия тиражирования.)
Передача опыта по реализации проекта
возможна. В планах стоит разработка еще новых речевых игр и наложение их на
основной комплекс.
6)Дополнительно
(необязательно к заполнению) (Также в этом разделе
кратко вы можете привести примеры из конкретной практической работы, оценку
проекта со стороны детей, отзывы родителей, отзывы коллег, «истории успеха».)
Дети с удовольствием ходят на такие
занятия и выполняют упражнения. Такая работа раскрепощает малыша, он не сидит
за столом, как на традиционных занятиях, не ограничен в движении. Ребенок,
двигаясь, выполняет, например, задания по автоматизации и дифференциации
звуков, по развитию словарного запаса и лексико-грамматических категорий, по
развитию речи в целом. Работая с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи,
приходится постоянно искать новые способы, помогающие формировать речь.
Список используемой литературы
1. Адашкевичене Э. Й. Спортивные игры и
упражнения в детском саду. М., Просвещение, 1992.
2. Волин В. В. Веселая грамматика. М.,
1995.
3. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и
речь. СПб., Дельта, 2001.
4. Игры в логопедической работе с детьми.
Ред.-сост. В. И. Селиверстов. М., Просвещение, 1987.
5. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения
для развития речи. М., Просвещение, 1983.
6. www.bebalance-bord.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий