Конец XX – нач. XXI вв. характеризуется ухудшением здоровья детей. Постоянный
рост числа детей с отклонением в развитии предполагает применение разных
методик коррекции. Их освоение способствует повышению результативности
коррекционно-образовательного процесса. Поэтому разработка новых приёмов,
методов и средств коррекционного обучения детей представляется одним из
актуальных направлений развития специальной педагогики.
Более
перспективным подходом к логопедическим занятиям должно стать целенаправленное
увеличение на нем двигательной активности ребенка. Мы же на традиционных
логопедических занятиях продолжаем ограничивать движения детей определенными
рамками сложившихся логопедических методик.
Все мы, конечно
же, используем на своих занятиях логоритмические упражнения, физминутки,
динамические паузы, специальные подвижные игры. Я в своей работе с детьми
использую еще, так называемые «ступалки».
Но о них чуть позже…
Г. Доман доказал,
что у младенца ползание является практически единственным средством активизации
созревания высших отделов ЦНС. Вот почему значимость ползания в раннем возрасте
трудно переоценить. Если же ребенок в обозначенный период (с 4 до 9 мес.)
практически не ползал или ползал мало и неэффективно – это тревожный сигнал в
плане прогноза его дальнейшего психофизического развития, а, следовательно, и
речевого. Учитель-логопед может на своих индивидуальных занятиях включать
элементы ползания и как отдельный элемент двигательной активности, и в
сочетании со специальными методиками коррекции речевых нарушений.
Лучезапястные
суставы при ползании имеют основополагающее значение в функции опоры кистей, их
переката и отталкивания. Чтобы усилить импульсацию с кистей на речевые центры,
нами применяются так называемые ступалки, которые относятся к
индивидуальному ручному инвентарю и могут подбираться персонально каждому
ребенку. Ступалки бывают самых разных конструкций: от простых, классических, в
виде двух «кирпичиков» - до более сложных, с функцией качения и вращения. Суть
всех конструкций сводится к одному – усилить физическое воздействие на
лучезапястные суставы как в количественном плане, так и в качественном. Ведь
при таком ползании на кисти и лучезапястные суставы будут даваться не совсем
типичные, неординарные усилия, но вполне доступные для детей в целом. Суть использования ступалок заключается
в том, что при выполнении каких-либо видов ползания детям с нарушениями речи
предполагается взять в каждую кисть по ступалке и продолжить передвижение с
опорой на них. При этом ступалки необходимо старательно удерживать в пальцах,
чтобы не потерять опорную способность рук.
Комментариев нет:
Отправить комментарий